Важную часть реставрации пианино и роялей занимает восстановление механики
Что является самым главным в реставрации пианино или рояля? Его душа, а если быть точнее – то, что у него внутри, механика … Тут, как и с людьми, – прежде чем нарядить человека, приукрасить его, необходимо привести в порядок его здоровье. А иначе не будет смысла.
Можно, конечно, навести лишь внешний лоск, отреставрировав в идеале корпус пианино или рояля, чтобы он стал предметом декора и поводом для гордости хозяев. Но я считаю, что это не правильно.
Реставрацию пианино и роялей нужно начинать с восстановления и ремонта его внутренней части. При этом часто производится:
- ремонт вербельбанка, замена колков (вербелей);
- замена басовых и дискантных струн;
- устранение и заделка трещин деки, далее шлифовка и полировка деки с установкой новой копии логотипа фирмы производителя;
- замена или ремонт молотков;
- шлифовка и полировка клавиатуры;
- шлифовка и бронзирование чугунной рамы;
- замена изношенного пушеля у демпферов и т.д.
И вот только после выше изложенных работ можно приступать к восстановлению внешнего вида инструмента.
Внешняя реставрация фортепиано
Если механическую часть удалось восстановить, привести в порядок, то начинается внешняя реставрация пианино или рояля. Здесь уже немного проще и веселее, поскольку душу греет осознание того, что инструмент, можно сказать, вылечен, он почти здоров. Осталось лишь поправить его внешний вид.
Хотя, признаюсь вам, иногда случается так, что и он оставляет желать лучшего. Но для того, кто влюблён в своё дело, чем сложнее задание — тем больше азарт. И тем больше гордости и счастья, когда видишь результат своих усилий…
Внешняя реставрация пианино заключается в следующем: можно поменять его цвет, устранить трещины и сколы на поверхности, обновить покрытие, выполнить инкрустацию, отполировать клавиши, отшлифовать бронзовые ручки, канделябры… Тут вариантов великое множество!
Реставрация старинных пианино и роялей
Инструменты порой встречаются такие, что сердце замирает от мысли, с какой историей ты сталкиваешься … Помнится, несколько лет назад мне довелось провести реставрацию рояля фирмы «Беккер», вы не поверите – 1900 года выпуска! Хозяйка, милая женщина средних лет, утверждала, что это семейная реликвия, я ей охотно поверил – отчего бы и нет?
Как выяснилось, рояль долгое время находился в ненадлежащих условиях, поэтому хозяйка очень волновалась, что ему был нанесён непоправимый урон. Но старые мастера знали своё дело!
Пришлось, конечно, немало повозиться, но всё же реставрация этого рояля удалась. Когда я первый раз его увидел, он был в плачевном состоянии, но всё-таки сквозь облупленный лак была видна его порода, он не потерял своего достоинства, своего высокого имени. Даже в таком виде он выглядел Роялем с большой буквы…
Люди нашей профессии относятся к «оживлённым» ими роялям и пианино, как хирурги к самым сложным пациентам – не забывают… Так вот, тот «Беккер», по рассказу его хозяйки, будучи выпущенным в Санкт-Петербурге, стоял в доме у её прабабушки. И клавиши его, пожелтевшие, побитые временем и недобрыми людьми, знавали игру многих талантливейших музыкантов! Безумно сложно передать те чувства, которые я испытал, впервые прикоснувшись к этим клавишам – как будто соприкоснулся с самой историей… Рояль был восстановлен. После шла не менее кропотливая работа по реставрации его внешней отделки, но главное – вся душа его, вся механика были восстановлены.
Скажу вам честно, что самая интересная работа – это реставрация роялей и пианино преклонного возраста.
К сожалению, промышленное производство инструментов убило всю их индивидуальность. Да, современные пианино и рояли легче реставрировать и настраивать, они меньше повреждены. Но когда ты видишь старинный инструмент, в тебе просыпается азарт вернуть его к жизни. Ведь в старинных роялях и пианино есть главное – душа. Они живые, они настоящие…
Вот, пожалуй, самое основное, что я мог рассказать коротко о такой интересной и сложной работе, как реставрация пианино и роялей.
Читайте также:
Почему очень важно правильно выбирать музыкального педагога для ребенка в самом начале его занятий игре на музыкальном инструменте.
В своей профессиональной практике мне довелось встретить старинное перламутровое пианино неописуемой красоты.
Очень часто заказчики спрашивают: надо ли ставить банки с водой в пианино? На что стараюсь пояснить свою точку зрения по данной теме.
Артур Суренович Матевосян