Перламутровое пианино середины XVIII века

Перламутровое пианино середины XVIII века

Хочу рассказать об удивительном, очень редком, эксклюзивном и антикварном инструменте – пианино, которое довелось увидеть в своей практике.  К моему великому сожалению, я не помню названия инструмента, прошло уже очень много лет. Да и фотоаппараты были в то время не у всех, поэтому фотографий того инструмента тоже нет. Но в памяти осталась только та неописуемая неповторимая красота дизайна и декора пианино.

За последние сорок лет через мои руки прошло очень много разных, интересных, старинных  инструментов, с оригинальным дизайном, резьбой, канделябрами и, естественно, с клавиатурой из слоновой кости.  Но шедевр, про который я хочу рассказать, не повторялся никогда.

В конце 70-х годов меня пригласила для настройки пианино женщина, которой уже тогда было не мало лет. Предварительно она рассказала, что инструменту уже за сто лет и что уже многие десятилетия он  стоит в нерабочем состоянии.

Принимая во внимание слова «за сто лет», я понимал, что меня ожидает очень древний и определенной модификации инструмент каких в природе огромная разновидность. Я приехал в назначенный день и был настроен на работу с традиционным старинным пианино.

Но увидев данное произведение искусства, я был ошеломлен красотой дизайна и утонченной техники работы мастеров позапрошлого века. Конечно, это была прямострунка, корпус инструмента, а именно: боковые стенки, верхняя крышка, клавиатурный клап, верхняя и нижняя стенки были инкрустированы тонкими нитями серебра и покрыты букетами цветов  из перламутра морской раковины.

Вся высокохудожественная работа по инкрустации перламутра была изящно выполнена в сочетании с серебряной нитью между листьями и цветами.  Каждый сантиметр инструмента по его внешней отделке был рукотворным произведением прошлых столетий.

Я привык к тому, что у всех старинных инструментов при экспертизе клавиатура покрыта слоновой костью — это как бы уже стандарт. Но у данного инструмента клавиатура была выполнена так же из перламутра! На верхней стенке пианино были установлены родные бронзовые канделябры в виде дракона, держащего в лапах подсвечник.  Подсвечники вынимались из основы  вверх — вниз.

На боковых стенках инструмента были установлены бронзовые ручки в виде черепашьего панциря.  Дизайн ножек был выполнен в виде тигровых лап. Ажурные педали выполнены из литой бронзы. При дневном и вечернем свете, а если еще и при свечах, инструмент переливался всеми красками созданными природой.

На данном фото указаны бронзовые литые педали от пианино середины 18 века (от другого музыкального инструмента). Они похожи на те, о которых я рассказывал выше:

бронзовые литые педали от пианино середины 18 века

Техническое состояние  инструмента было не дееспособно. Прямострунка.  От многолетнего пересыхания вербильбанк имел множество расслоений и трещин. Дека имела несколько широких, открытых трещин. Механика частично разбухла ( видимо когда то перенесла повышенную влажность). Конечно, механика была совершенно примитивной: это клавиша со шпилером  и, естественно, в нерабочем состоянии.

Диапазон — шесть октав. Всю суконную составляющую механической части проела моль. Я понимал, что передо мной стоит дворцовый изысканный инструмент, выполненный по эксклюзивному заказу.

Хозяйка инструмента стояла рядом со мной и ждала резюме. Мое заключение было однозначным :  инструмент можно отреставрировать и привести в первоначальное состояние. Это большая и  глубокая работа, которая производится в мастерской.

Но главным и основным вопросом встал вопрос бюджета. Реставрация роялей и пианино, как в советское время, так и сегодня, стоит недешево. При обсуждении оплаты за реставрацию хозяйка инструмента  сказала,  что ей казалось что это пианино нужно просто настроить, а тут такой объем, и для нее, конечно, эта сумма на реставрацию не была запланирована.  «Пусть он продолжает стоять и украшать интерьер комнаты, как это было всегда» — сказала она.

С первой секунды осмотра инструмента я понимал, что передо мной стоит трофейное, вывезенное из Германии после 1945 года пианино. Но не смотря на это я задал вопрос об истории и происхождении данного инструмента.

Она рассказала как появилось у них дома это пианино. Ее супруг  имел высшее офицерское звание и после окончания войны входил в команду,  отвечающую за сохранность трофеев, вывозимых из Германии.  По рассказу хозяйки в одном из частных поместий  богатого  бюргера супруг и присмотрел для их дочери пианино. Она сказала : «Помню как сейчас, пианино везли в хорошо упакованном состоянии. Везли вместе со старинной мебелью, которая и стоит в этой комнате. Весь интерьер, в том числе и пианино, — это история нашей семьи.»  Она сказала, что вопрос реставрации пианино в дальнейшем пусть  будут решать уже ее правнуки, а на ее веку все так и останется, как это было всегда.

Увиденное мною пианино осталось в моей памяти навсегда потому, что второго такого инструмента (даже похожего на него) я не встречал. Попадались старинные  пианино с какими-то редкими вставками из перламутра, естественно — клавир из слоновой кости, красивый дизайн, резьба  по дереву, но тот инструмент являлся эксклюзивом.

В прошлые века, на заре фортепианного производства, фабрики принимали частные заказы и пожелания от состоятельных клиентов на внешнюю отделку пианино и роялей. Поэтому  каждый инструмент являлся индивидуальностью и эксклюзивом.

Однажды я встретил рояль 18 века, длиной 2 метра. Клавир 5,5 октав, хвостовая часть рояля была закруглена вправо. К моему удивлению колки были треугольные . Механика была также примитивна:  клавиша – шпилер и т.д.   Конечно, все это является произведением искусства.

В стародавние времена перламутр имел популярность и пользовался спросом у ювелиров и разного рода мастеров инкрустаторов. Существуют две категории  перламутра:  речной  и морской.

Речной является тонким и хрупким, а так же не имеющим высокого качества в цветовой гамме  при обработке.

Фото речного перламутра:

речной перламутр более тусклый

В своей работе по реставрации я всегда использую перламутр именно из морской раковины. Морская раковина утолщенная, бывает разных размеров и оттенков. Одно удовольствие работать с таким материалом.

Фото морского перламутра:

красивый морской перламутр

Чем больше обрабатывается и шлифуется раковина, тем больше открываются уникальные цвета и оттенки.  Перламутр имеет свойства  сохраняться на очень длительное время и не нуждается в обновлениях и реставрации.

В прошлые века, когда возрождалось фортепианное производство, помимо постоянных рекомендаций, новых внедрений и технологий той прошлой эпохи и инженерной мысли, мастера были в постоянных поисках  усовершенствования клавира и механической составляющей.

Россия всегда имела своих уникальных инкрустаторов, художников, дизайнеров, резчиков по дереву и т.д. Пианино и рояли, изготовленные российскими мастерами в прошлые века, не уступали по качеству и красоте европейским инструментам. К сожалению, производство таких уникальных фортепиано было приостановлено революцией. В советский период было восстановлено массовое производство пианино и роялей, но это были уже совершенно другие инструменты, не конкурирующие с зарубежными.


Читайте также:

  • Многие пользователи хотят узнать как часто нужно настраивать пианино, а это зависит от интенсивности использования и крепкий ли строй у музыкального инструмента.

  • Если у вас интересуют вопросы, связанные с настройкой, ремонтом и реставрацией пианино и роялей, то посмотрите на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ информацию о мастере и позвоните ему.

  • Возможно, что вас удивит рассказ настройщика пианино https://nastroishik-pianino.ru/rasskazy/vstrecha-s-tigrom.html о его встрече с тигром.

Получить консультацию и дополнительную информацию по вопросам настройки, ремонта, реставрации пианино и роялей в Москве и Московской области можно по телефону:

(495) 796-14-54

Поделиться:
Добавить комментарий