Перламутровое пианино середины XVIII века
Хочу рассказать об удивительном, очень редком, эксклюзивном и антикварном инструменте – пианино, которое довелось увидеть в своей практике. К моему великому сожалению, я не помню названия инструмента, прошло уже очень много лет. Да и фотоаппараты были в то время не у всех, поэтому фотографий того инструмента тоже нет. Но в памяти осталась только та неописуемая неповторимая красота дизайна и декора пианино.
За последние сорок лет через мои руки прошло очень много разных, интересных, старинных инструментов, с оригинальным дизайном, резьбой, канделябрами и, естественно, с клавиатурой из слоновой кости. Но шедевр, про который я хочу рассказать, не повторялся никогда.
В конце 70-х годов меня пригласила для настройки пианино женщина, которой уже тогда было не мало лет. Предварительно она рассказала, что инструменту уже за сто лет и что уже многие десятилетия он стоит в нерабочем состоянии.
Принимая во внимание слова «за сто лет», я понимал, что меня ожидает очень древний и определенной модификации инструмент каких в природе огромная разновидность. Я приехал в назначенный день и был настроен на работу с традиционным старинным пианино.
Но увидев данное произведение искусства, я был ошеломлен красотой дизайна и утонченной техники работы мастеров позапрошлого века. Конечно, это была прямострунка, корпус инструмента, а именно: боковые стенки, верхняя крышка, клавиатурный клап, верхняя и нижняя стенки были инкрустированы тонкими нитями серебра и покрыты букетами цветов из перламутра морской раковины.
Вся высокохудожественная работа по инкрустации перламутра была изящно выполнена в сочетании с серебряной нитью между листьями и цветами. Каждый сантиметр инструмента по его внешней отделке был рукотворным произведением прошлых столетий.
Я привык к тому, что у всех старинных инструментов при экспертизе клавиатура покрыта слоновой костью — это как бы уже стандарт. Но у данного инструмента клавиатура была выполнена так же из перламутра! На верхней стенке пианино были установлены родные бронзовые канделябры в виде дракона, держащего в лапах подсвечник. Подсвечники вынимались из основы вверх — вниз.
На боковых стенках инструмента были установлены бронзовые ручки в виде черепашьего панциря. Дизайн ножек был выполнен в виде тигровых лап. Ажурные педали выполнены из литой бронзы. При дневном и вечернем свете, а если еще и при свечах, инструмент переливался всеми красками созданными природой.
На данном фото указаны бронзовые литые педали от пианино середины 18 века (от другого музыкального инструмента). Они похожи на те, о которых я рассказывал выше:
Техническое состояние инструмента было не дееспособно. Прямострунка. От многолетнего пересыхания вербильбанк имел множество расслоений и трещин. Дека имела несколько широких, открытых трещин. Механика частично разбухла ( видимо когда то перенесла повышенную влажность). Конечно, механика была совершенно примитивной: это клавиша со шпилером и, естественно, в нерабочем состоянии.
Диапазон — шесть октав. Всю суконную составляющую механической части проела моль. Я понимал, что передо мной стоит дворцовый изысканный инструмент, выполненный по эксклюзивному заказу.
Хозяйка инструмента стояла рядом со мной и ждала резюме. Мое заключение было однозначным : инструмент можно отреставрировать и привести в первоначальное состояние. Это большая и глубокая работа, которая производится в мастерской.
Но главным и основным вопросом встал вопрос бюджета. Реставрация роялей и пианино, как в советское время, так и сегодня, стоит недешево. При обсуждении оплаты за реставрацию хозяйка инструмента сказала, что ей казалось что это пианино нужно просто настроить, а тут такой объем, и для нее, конечно, эта сумма на реставрацию не была запланирована. «Пусть он продолжает стоять и украшать интерьер комнаты, как это было всегда» — сказала она.
С первой секунды осмотра инструмента я понимал, что передо мной стоит трофейное, вывезенное из Германии после 1945 года пианино. Но не смотря на это я задал вопрос об истории и происхождении данного инструмента.
Она рассказала как появилось у них дома это пианино. Ее супруг имел высшее офицерское звание и после окончания войны входил в команду, отвечающую за сохранность трофеев, вывозимых из Германии. По рассказу хозяйки в одном из частных поместий богатого бюргера супруг и присмотрел для их дочери пианино. Она сказала : «Помню как сейчас, пианино везли в хорошо упакованном состоянии. Везли вместе со старинной мебелью, которая и стоит в этой комнате. Весь интерьер, в том числе и пианино, — это история нашей семьи.» Она сказала, что вопрос реставрации пианино в дальнейшем пусть будут решать уже ее правнуки, а на ее веку все так и останется, как это было всегда.
Увиденное мною пианино осталось в моей памяти навсегда потому, что второго такого инструмента (даже похожего на него) я не встречал. Попадались старинные пианино с какими-то редкими вставками из перламутра, естественно — клавир из слоновой кости, красивый дизайн, резьба по дереву, но тот инструмент являлся эксклюзивом.
В прошлые века, на заре фортепианного производства, фабрики принимали частные заказы и пожелания от состоятельных клиентов на внешнюю отделку пианино и роялей. Поэтому каждый инструмент являлся индивидуальностью и эксклюзивом.
Однажды я встретил рояль 18 века, длиной 2 метра. Клавир 5,5 октав, хвостовая часть рояля была закруглена вправо. К моему удивлению колки были треугольные . Механика была также примитивна: клавиша – шпилер и т.д. Конечно, все это является произведением искусства.
В стародавние времена перламутр имел популярность и пользовался спросом у ювелиров и разного рода мастеров инкрустаторов. Существуют две категории перламутра: речной и морской.
Речной является тонким и хрупким, а так же не имеющим высокого качества в цветовой гамме при обработке.
Фото речного перламутра:
В своей работе по реставрации я всегда использую перламутр именно из морской раковины. Морская раковина утолщенная, бывает разных размеров и оттенков. Одно удовольствие работать с таким материалом.
Фото морского перламутра:
Чем больше обрабатывается и шлифуется раковина, тем больше открываются уникальные цвета и оттенки. Перламутр имеет свойства сохраняться на очень длительное время и не нуждается в обновлениях и реставрации.
В прошлые века, когда возрождалось фортепианное производство, помимо постоянных рекомендаций, новых внедрений и технологий той прошлой эпохи и инженерной мысли, мастера были в постоянных поисках усовершенствования клавира и механической составляющей.
Россия всегда имела своих уникальных инкрустаторов, художников, дизайнеров, резчиков по дереву и т.д. Пианино и рояли, изготовленные российскими мастерами в прошлые века, не уступали по качеству и красоте европейским инструментам. К сожалению, производство таких уникальных фортепиано было приостановлено революцией. В советский период было восстановлено массовое производство пианино и роялей, но это были уже совершенно другие инструменты, не конкурирующие с зарубежными.
Читайте также:
Многие пользователи хотят узнать как часто нужно настраивать пианино, а это зависит от интенсивности использования и крепкий ли строй у музыкального инструмента.
Если у вас интересуют вопросы, связанные с настройкой, ремонтом и реставрацией пианино и роялей, то посмотрите на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ информацию о мастере и позвоните ему.
Возможно, что вас удивит рассказ настройщика пианино https://nastroishik-pianino.ru/rasskazy/vstrecha-s-tigrom.html о его встрече с тигром.
Артур Суренович Матевосян
Уважаемый, Мамасали!
Покупка новых накладок из слоновой кости для клавиатуры фортепиано сейчас является дорогим удовольствием и не всегда это целесообразно.
Советую рассмотреть следующий альтернативный вариант.
Можно использовать б/у накладки клавиш из слоновой кости для пианино и роялей, демонтировав их с клавиатуры старинных фортепиано, которые идут на выбраковку или же искать объявления, где старинные пианино или рояли отдают бесплатно (либо продают недорого) - лишь бы их вывезли на утилизацию. В большинстве случаев это будет оптимальным решением.
С уважением, Артур Суренович.
Меня интересует клавищи старых пианин, до военных желательно. Можно ли найти таких клавищ?