Нужно ли ставить банки с водой в пианино?

Нужно ли ставить банки с водой в пианино?

Некоторые  мастера-настройщики фортепиано после окончания работы рекомендуют установить банки с водой в нижней части пианино для того, чтобы не рассыхался вирбильбанк инструмента и вирбиля (колки)  крепко держали строй. Но я не сторонник  установки банок с водой внутри инструмента и объясню почему.

Допустим, вы установили банки с водой в нижней части пианино, после чего закрываете нижнюю стенку и с этой минуты вода начинает работать. Дека впитывает дополнительную, не нужную для себя влажность, в то время когда она должна быть абсолютно сухой, потому что она резонансная — за счет которой и звучит фортепиано.

Клавиатура должна быть сухой, так как из-за повышенной влажности внутри инструмента разбухают клавиатурные капсюля, деформируется сама клавиша — в связи с чем и происходит западание клавиатуры.

Механика должна быть абсолютно сухой. От повышенной влажности в инструменте разбухают капсюля фигур, шпиллеров, шультеров, дампферов.  При этом усложняется ход работы всей молоточно-механической части инструмента. Молотки начинают западать и не возвращаться в исходное положение. Появляются скрипы в механике и педальной системе. Со временем струны начинают покрываться коррозией.

Определенная влажность и микроклимат в комнате, где стоит фортепиано, естественно необходимы, но только вирбильбанку (колковому щиту) который находится под большим давлением струн от 16 до 20 т.


Если пианино не держит строй, то никакие банки с водой ему не помогут!

Если пианино или рояль не держат строй, то в этом случае надо приглашать квалифицированного специалиста для замены частично или затца (комплекта) вирбилей (колков) на утолщенный диаметр.

Для того, чтобы не доводить ваше пианино до большого ремонта, необходимо поддерживать оптимальный микроклимат в комнате, где находится данное фортепиано:

  • влажность воздуха должна быть 50-60%;
  • температура воздуха 18-25 градусов С;
  • нельзя устанавливать инструмент на теплых, отапливаемых полах;
  • нельзя устанавливать вблизи отопительных приборов;
  • нельзя устанавливать у окон, где происходит прямое попадание солнечных лучей на пианино или рояль (от постоянного прямого солнечного света выгорает глянцевая полировка);
  • нельзя устанавливать пианино или рояль у влажной стены (часто это происходит в квартирах первого этажа).

Рекомендую в комнате, где находится фортепиано, поставить аквариум или какие-то комнатные растения, которые периодически вы будете поливать. Можно так же приобрести недорогие напольные вазы и установить в углах комнаты, наполнив их водой.

Сегодня очень часто используется переносная сушилка для белья. И эту сушилку размещают в одной из комнат или в ванной. Как показывает практика, если такую сушилку установить в комнате где стоит инструмент в период отопительного сезона (и не обязательно рядом с фортепиано, а в любом углу комнаты), то с появлением повышенной влажности в комнате строй у инструмента закрепляется.

Также в настоящее время в большом ассортименте продаются  увлажнители воздуха, которые периодически необходимо включать для поддержания микроклимата в помещении.

Только в таких условиях можно сохранить ваш инструмент в хорошем состоянии на долгие годы.


Читайте также:

Получить консультацию и дополнительную информацию по вопросам настройки, ремонта, реставрации пианино и роялей в Москве и Московской области можно по телефону:

(495) 796-14-54
Артур Суренович Матевосян

Поделиться:
10 комментариев
Дмитрий 02 февраля 2022

Чисто инженерные данные... Есть еще такое понятие, как абсолютная влажность. Именно она и влияет на деревянные части инструмента. А мы в быту всегда оперируем относительной влажностью... Итак в комнате Т=23°С, RF=32%, чему соответствует абсолютная влажность AF=6,593 г./м³. А в пианино "Лира" с 2мя литровыми банками внутри Т=21,7°С, RF=37%, чему соответствует абсолютная влажность AF=7,075 г/м³. Разница в абсолютной влажности составляет 0,482 г/м³. Т.е. грубо, каждая банка с водой прибавляет абс. влажности в пианино порядка 0,241 г/м³. В зимнее время года в Москве абс. влажность в квартире в сильный мороз может составлять и 3 г/м³. Получается для того, чтоб в пианино достичь минимальной абсолютной влажности 7,782 г/м³ ( при Т=22°С, RF=40%), в пианино нужно запихнуть порядка 20 банок воды, с соответствующей площадью поверхности испарения. Конечно это не достижимо на практике. И мы имеем, что имеем. Всегда абс. влажность воздуха зимой в разы ниже, чем летом. Банки с водой смогут только частично компенсировать эту разницу.

Артур Суренович 15 сентября 2021

Николай, с некоторым опозданием хочу ответить Вам следующее.

Каждый инструмент - это индивидуальность. Они могут быть одной фирмы и одного года выпуска, при этом значительно отличаться друг от друга. У одного инструмента может быть легкий клавир, а у другого этой же фирмы – тяжелый. Какой-то может иметь высокочастотную тембральность, а у другого - низкочастотный или глухой. Музыкальный инструмент как живой человек, все зависит от того каким он родится на фабрике производителя. Конечно, перепады температур очень негативно сказываются на строедержании инструмента.

Чтобы приблизится к определению причины, возникающей с Вашим инструментом проблемы, хотелось бы получить ответы на следующие наводящие вопросы:

1. Ваш инструмент был куплен в салоне или подержанный с рук?

2. Вы музыкант - пианист?

3. Как часто и интенсивно Вы занимаетесь на инструменте?

4. В какое время года Вы настраивали пианино?

Если Ваше фортепьяно в постоянной амортизации, то Вы должны понимать, что данное пианино должно подстраиваться минимально 2-3 раза в году. Я нисколько не сомневаюсь в профессионализме Вашего специалиста и уверен, что он старается полностью выполнить весь объем работы. Конечно, судить о проблеме инструмента, не видя его, мне очень тяжело. Если у Вашего инструмента слабое строедержание в вернем регистре дисканта и он быстро расстраивается или расстраиваются частично вербеля (колки), то на этот вопрос должен ответить Ваш мастер. Слабое строедержание может происходить по множеству причин. При экспертизе данного инструмента Ваш специалист должен конкретно выявить проблему и устранить ее. Я думаю, он знает, как это сделать. Николай, в завершении нашей беседы хочу еще раз повторить, что ВАШ инструмент надо видеть по факту и только после этого дать квалифицированное заключение.

Если у Вас еще есть какие-то вопросы, можете позвонить мне по номеру телефона (495) 796-14-54. Постараюсь на них ответить (консультации по телефону оказываю бесплатно).

Николай. У меня фортепиано "Rosler" 22 августа 2021

Этот инструмент у меня около года. Мне его настраивает очень опытный настройщик, который делает чистый унисон, темперацию , механику и т.д. Но... Звучит инструмент сразу после настройки хорошо. Проходит месяц или два и в 3-й октаве начиная с до. а особенно нота фа. занижаются и плохо звучит. Почему не могу определить. Колки нормальные, механика тоже. а строя в ней хорошего не наблюдаю...У меня квартира на 5-м этаже. Стоит инструмент в средине комнаты, но близко к проходной двери в следующую комнату. Может когда открываем на балконе дверь, чтобы проветрить все комнаты - это и есть причина расстройства 3-й октавы. Так почему только 3-й а не всех? Вот у меня такая проблема.

Сергей 04 марта 2020

Позвольте тогда и мне сказать несколько слов о влажности и температуре. Занимаюсь любимым нашим делом около 40 лет.

Влажность 42 процента - это та точка, при которой древесина не отдаёт и не принимает внутрь себя никакую влагу. Собственно система «Климат-контроль» и направлена на сохранение влаги в древесине. Буду говорить о московском регионе, где уровень влажности летом составляет 70-80 %, а при включении батарей отопления резко изменяется на 30%.

Рассмотрим, что происходило: при влажности в 60-80% древесина впитывала влагу из воздуха (всё сверх 42%), увеличивалась в объеме, строй ползёт вверх (коллега прав, часть моих инструментов поднялась до 447 Гц на теневой стороне и 443-444 на солнечной), а при включении батарей строй резко падает к Новому Году приходит почти на место...

Поскольку инструмент состоит на 70% из дерева, то понятно, влажность влияет не столько на вирбельбанк, сколько на Деку. И строй меняется не из-за изменения влажности в вирбельбанке, а из-за изменения в древесине деки. На YouTube есть интересный ролик, где автор наливает воды на фрагмент деки и буквально через 15 минут происходят изменения куполообразности деки и изменяется строй.

Материал Вирбельбанков современных Пианино представляет из себя несколько другое, что мы привыкли считать из нашей литературы, что это 5-6 слоёв дощечек, склепных с поперечным расположением волокон... Это «Steinway» так делает, 6 слоёв, наши раньше делали на отечественных инструментах 60-х «Заря», «Ростов Дон», «Ленинград», мы помним эти Пианино с отличным певучим звуком, они просто «слизаны» с «Бехштейна»...

А материал современных Пианино представляет из себя тонкие слои древесины вперемежку со слоем клея, это фанера, 5-6-сантиметровая фанера, где по общей массе половина - это КЛЕЙ!, которому все изменения влажности до лампочки: он либо держит строй, либо нет. Тогда вы меняете колки на следующий размер или проводите укрепляющие мероприятия ..., не буду сейчас об этом. Допустим колки очень крепко держат. Но при резком изменении влажности со строем произойдёт тоже самое, потому что «играет» подвижная дека , изменяющая натяжение струны через мостик - bridge.

Что надо сделать, чтобы не происходило столь резких перепадов уровня влажности внутри инструмента с наступлением отопительного сезона? Подумайте! Разумеется, если инструмент стоит более миллиона вы сразу поставите за 45000 систему «климат-контроля». Если на обычном инструменте дома или в школе? ... рассмотрим ситуацию с бытовым увлажнителем воздуха: его то включают, то выключают, в воздухе то более 42-х %, то опять менее, влага то заходит в волокна древесины, то выходит из ...

Хочу сказать, что в классах, где педагоги пользуются увлажнителями НАИМЕНЕЕ стабильный строй, работы для настройщика в два раза больше, включая дополнительную регулировку (включая шпиллерлюфт и ауслезер). Не выход... так где же он, выход? Да, цветы в комнате, да, емкости с водой по углам классов (это уже баня какая-то ... ), хотя понимаю, мысль правильная - создать любым способом стабилизацию влажности... Так чем же хуже старая банка с водой, стоящая в правом углу Пианино? Ржавчины от неё нет и не может быть на струнах, то, что влажность сосредотачивается в основном в дисканте, да, я б ещё и маленький вентилятор поставил бы для лучшей циркуляции.

Подведём итоги: считаю, что при уровне влажности выше 30 % вообще не надо ничего ставить, ничего увлажнять, надо проветривать помещение (разумеется инструмент находится ни на сквозняке, ни на солнце, ни возле батарей), если влажность падает ниже 30% (что бывает в жарких квартирах или классах) как самое меньшее зло рекомендую ставить банку с водой внутрь инструмента. Самое главное - не забыть доливать воду, а после отключения батарей отопления - убрать банку, если не убирать, то будут неприятности...

Удачи, коллеги, знаю, что многие со мною не согласятся, но мой личный многолетний опыт «общения» с банкой воды не дал мне никаких отрицательных результатов. Чем лучше высушена древесина, чем лучше соблюдены все условия производства инструмента, тем менее подвержена она изменениям в размерах, это касается внутренних деталей капсюлей и т. д, а Её Величество Дека - это большой деревянный щит, имеющий купол, который всегда будет реагировать на изменение влажности... (...а в Нью-Йорке сезонные перепады влажности составляют 90 % летом, и 10% зимой, представляете каково им?!!! Бедняги! У нас вообще курорт!)?

Артур Суренович 08 февраля 2020

Дмитрий,

Вы абсолютно правы - на сам инструмент категорически не следует ставить горшки (вазы) с цветами.

Для создания нужного микроклимата в помещении цветы можно поставить на подоконнике, отдельном столике и т.д.

Дмитрий Г. 16 января 2020

Сверху на пианино можно ставить цветы? Я советую этого не делать, а мне говорят: "Это чтоб инструмент не рассыхался"...

Артур Суренович 28 марта 2019

Дмитрий, я прочитал Ваш комментарий и хочу сказать, что Вы очень грамотно и квалифицированно понимаете всю глобальную проблему, сложившуюся в Вашем музыкальном учреждении.

Но у меня возникает вопрос - где Ваш директор? Ведь проблема, затронутая Вами, касается непосредственно руководителя Вашей организации. Это он обязан позаботиться о нормализации правильного теплоснабжения в кабинетах и классах где находятся музыкальные инструменты. И только он на вышестоящем уровне должен решать вопрос о финансировании ремонта и демонтажа лишних труб и радиаторов.

Практически Вы со своей стороны все делаете правильно, и естественно все зависит от обстоятельств. Конечно Ваш труд может квалифицированно оценить и понять такой же мастер как и Вы.

Успехов Вам в работе.

Дмитрий 21 марта 2019

Всё зависит от обстоятельств. У нас школа рядом с котельной. Температура батарей максимальная, батареи сделаны на совесть, кроме батарей по полу проложены трубы большого диаметра, которые греют, как добрая батарея. Жара в кабинетах и они открывают окна в морозы, результат расстроенный инструмент. Летом же наоборот, в классах холод и сырость. Инструменты забухают так, что становятся выше на 4-7 герц. И что делать прикажете? Если спустить строй до 440, потом при включении отопления, примерно после нового года, придётся поднимать ровно на столько же. Работа дураков любит. В одном небольшом классе стоит огромная батарея (больше 10 секций), внизу трубы и вверху трубы. Когда поменяли окно на пластик - стала сауна. Хоть раздевайся. Такая сауна, что шпон на фортепиано стал отслаиваться и загибаться, а басовый штег растрескиваться. Ни о каком держании строя при таких условиях говорить невозможно. Прошу, чтобы везде ставили краны, для отключения батарей. Сам всё отключаю, но был аут - пришла комиссия и для них все вентиля открыли до упора. Мне не сказали, конечно. Недели не прошло, как инструменты расползлись и пришлось с десяток инструментов настраивать по новой. Если бы школа платила за каждую настройку по рыночной цене, может быть они не так глупо бы обходились с инструментами. Я ставлю везде воду в день пуска отопления и всё сливаю в день отключения отопления. Летом и так холодно и очень сыро, лишняя вода испортит инструменты, они и без воды летом забухают выше 440, как я писал выше. От сухости ещё есть выход, а от влажности нет выхода. Ставлю 5-литровую в угол и 2-3-полторалитровые бутылки, обрезанные.Только при большой поверхности испарения инструменты стабильно держат строй. Проверяю и подливаю регулярно, в некоторых классах за месяц испаряется половина воды. Никакой сырости внутри нет и ржавчины, ничего не забухает. Ржавчина может появится, если инструмент затащить с мороза в помещение или выхолаживать инструмент в мороз, то есть ржавчина появится при образовании на металле конденсата. При испарении воды конденсата нет, просто внутри создаётся свой микроклимат. Без этой воды я бы настраивал в каждом классе каждую неделю и некоторые инструменты не держали. Я не вылезал бы из школы, настраивая и подбивая или закрепляя вирбеля, а так хватает настройки на несколько месяцев. Один раз не успел вовремя поменять, всё высохло и инструмент ухнул вниз, и стало двоить. Всё зависит от обстоятельств, там где не нужно воды, её лучше не ставить. Вовремя воду поставить и убрать - это, как соломка подстеленная как нельзя кстати.

Артур Суренович 06 декабря 2018

Сергей,

Ваша солидарность со мной в вопросе о вреде банок с водой в инструментах очень своевременна. А ведь многие данной проблемы не понимают и продолжают давать советы и рекомендации. Признателен за детализированный взгляд в вопросе микроклимата в инструментах.

Сергей 01 декабря 2018

Всё сказанное верно. Хочу добавить: дерево гигроскопично, а значит, очень активно впитывает влагу, но, когда заканчивается вода в поставленных ёмкостях внутри пианино, дерево избавляется от влаги в три раза быстрее, чем её набирает. Значит, происходит резкое высыхание, стало быть изменение размеров изделия. В частности вода впитывается древесиной вирбельбанка. Вирбельбанк состоит из мелких дощечек, склеенных между собой очень плотно, чтобы не дать возможности сильно изменять свои размеры. Так вот клей, под действием воды разбухает и теряет свои свойства , что пагубно сказывается на крепости вирбельбанка (разрушается по клеевым соединениям), который быстрее приходит в негодность. Вирбели (колки), забитые в отверстия вирбельбанка, бысрее упрессовывают (деформируют) сырую древесину в отверстиях, превращая их в элепсные, что приводит к ускоренному недержанию строя. Также пагубно действуют на фортепьянные изделия сквозняки и наружные стены (выходящие на улицу), если инструмент стоит рядом с такой стеной. Прямая линия "окно-дверь" - это траектория сквозняка. От всех вредных источников инструмент необходимо ставить на расстоянии не менее 1,5 м.

Добавить комментарий