Качество пианино и роялей китайского производства
Помню время, когда в начале 1990-х годов в Москву массово поставлялись пианино и рояли из Китая. Тогда названия у таких музыкальных инструментов были какие-то непонятные и нетрадиционные. В большинстве случаев это были грубые по дизайну и по внешней отделке инструменты. Что касается механической части пианино и роялей — то это была просто полная некондиция.
Прошло около 30 лет и сегодня, конечно, после многократных нареканий, жалоб и прокламаций фортепьянное производство в Китае заметно изменилось. Я с удивлением наблюдаю как в стране Восходящего Солнца бесцеремонно присваивают европейские бренды ведущих мировых фортепианных производителей к своим инструментам. Они даже стали выпускать клавишные инструменты под нашим отечественным брендом «BECKER».
Хочу вернуться к вопросу качества пианино и роялей китайского производства. За последние годы в Китае стали заметно качественно выполнять и копировать дизайн, а также внешнюю отделку инструментов. Хорошая глянцевая политура на выбор — цвет слоновой кости, черный, под дуб, орех и т.д.
Часто слышу, что тембр у китайских инструментов громкий, не однородный, гремящий, глухой и т.д. Так и хочется сказать: «О каком тембре может идти речь, когда весь инструмент создан на непонятном древесном материале?!».
Казалось бы, они внимательно подошли к исправлению грубых ошибок по дизайну и внешней отделки инструментов – это хорошо. На сегодняшний день в музыкальных салонах Москвы сложно по внешнему виду отличить китайские фортепиано от европейских.
Но я не могу понять — как и по каким критериям производители Поднебесной подбирают древесный материал для изготовления вербильбанка, штеги и т.д. Их древесный материал не соответствует мировому стандарту. Сверление вербильбанка под вербиля абсолютно неправильное, повторюсь, как и материал — из которого изготовлен вербильбанк.
Через короткий период времени (после перепадов температур зима-лето) инструменты элементарно перестают крепко держать строй. Представьте себе, я знаю много случаев, когда у новых китайских инструментов после полугодовой эксплуатации у штег появляются микротрещины и, естественно, можно только догадываться — что в таком случае происходит со штифтами.
Недавно я работал с роялем «IRMLER» китайского производства. На первый взгляд это был шикарный по внешнему виду, не отличаемый от европейских инструментов полуконцертный рояль. Но то, с чем я столкнулся уже в процессе работы — это особая история.
При регулировке механики нового рояля «IRMLER» я был просто поражен: шурупы у капсюлей гаммерштилей частично прокручивались, много разного рода призвуков. Казалось бы, дискантные струны установлены фирмы «ROSLAU», молотки и механика были установлены фирмы «REINER», но все равно призвуки остаются — потому что сам инструмент был создан технологически неправильно.
Корпус внутри инструмента был отшлифован некачественно, можно было даже зацепить занозу. У трех-педального рояля шток у средней педали был коротким и не доходил до нужной высоты и т.д. Со слов хозяина инструмента, данный рояль был заказан через посредников в Голландии. Дополнительно к нему был установлен дисклавир.
Понятно, что китайцы стремительно развиваются и что это очень трудолюбивая страна, они в идеале исправили качество внешней отделки и дизайна инструмента. Но, мне кажется, что они остановились на достигнутом. Догонять и перегонять по высокому качеству европейцев они и не собираются. Китайские производители — конкуренты европейским лидерам музыкальной индустрии только лишь по количеству выпускаемых пианино и роялей, а также по объемам их продаж — в этом направлении они превзошли всех.
В Китае говорят так: «Если вам нужен рояль премиум-класса высшего мирового исполнительского уровня — тогда покупайте у немцев за огромные деньги, а обсуждать тембр китайских инструментов (громкий, глухой, тихий, …) — то это просто бесполезно».
В своей профессии я уже более 40 лет и профессионально заявляю, что китайские инструменты реставрации не подлежат! Как говорят сами китайские производители: «Зачем реставрировать наши инструменты в то время, когда они так дешево стоят. Если что-то пришло в негодность, то целесообразней купить новый рояль или пианино, чем их реставрировать».
Приобретая в музыкальном салоне пианино или рояль китайского производства, в большинстве случаев покупатель уже не думает о качестве такого инструмента – ведь у него в голове берут верх мысли «главное — в салоне, новое и недорогое…».
Цены на китайские пианино колеблются от 250 до 350 тыс. рублей. Цены на новые пианино чешского производства — от 500 тыс. рублей и выше. Цена нового немецкого пианино стартует с отметки в 1 млн. рублей. Данные ориентировочные цены относятся только к пианино. О роялях я даже и не говорю.
В советское время в 1970-х годах на наших отечественных фортепианных фабриках проводили эксперименты. Вместо нашей простой стальной проволоки разных диаметров (которая называлась струной), для улучшения качества тембра у пианино и роялей устанавливали немецкие струны фирмы «ROSLAU». Вместо механики отечественного производства, устанавливали немецкую механику фирмы «REINER». Но, даже при использовании качественных комплектующих, к сожалению, наши пианино и рояли так и не смогли создать конкуренцию музыкальным клавишным инструментам, которые производились немцами и чехами.
Не сомневаюсь, что лет через 20-30 в Китае начнут выпускать высокого класса востребованные музыкантами пианино и рояли. Они еще подарят миру клавишные музыкальные инструменты с великолепным тембром и высоким качеством, отвечающим мировым стандартам.
Очень рад, что в России, наконец-то, возобновилось производство пианино и роялей. Надеюсь, что наши отечественные музыкальные инструменты будут многократно отличаться в лучшую сторону по качеству от предыдущих советских образцов.
Россия до революции выпускала уникальные клавишные инструменты высокого класса – такие, как «DIEDERICHS», «SCHRODER», «BECKER», «OFFENBACHER» и т.д. Это были бренды Российской Империи. Данные инструменты в те прошлые годы получали множество Гран-при на международных выставках.
Революция уничтожила все, что можно было уничтожить, вот тогда мы и потеряли нашу уникальную музыкальную индустрию тех прошедших лет. А в свете советизации восстановить высочайший уровень качества отечественных пианино и роялей мы так и не смогли.
То, что производилось в советское время нашей музыкальной промышленностью, а именно пианино и роялей, это производство скорее можно назвать производством ширпотреба, который не составлял конкуренции европейским производителям. Конечно, это — беда и большая проблема. Парадокс заключается в том, что лучшие пианисты, скрипачи, вокалисты и т.д. — это сыны и дочери Государства Российского. Мир аплодирует им стоя. А вот своего высокопрофессионального производства фортепиано у нас пока нет. В те имперские времена наши рояли и пианино фирмы BECKER поставлялись двору Его Императорского Величества, на которых играли лучшие исполнители фортепианной школы. Но все это уже в прошлом.
И все-таки хочется надеяться, что у нас в дальнейшем будет свое конкурентноспособное фортепианное производство.
А что касается Китая, то это еще молодая страна в области производства пианино и роялей, она только открыла глаза на данное фортепианное производство. Если китайское производство не остановится на достигнутом, то в дальнейшем от них можно ожидать хороших результатов.
Артур Суренович.
Читайте также:
Перед тем как выбрать фортепиано, следует понимать кто и как часто будет пользоваться музыкальным инструментом.
Продажа раритетного пианино может занять длительное время, поэтому следует планировать этот процесс заранее.
Работы по реставрации фортепиано https://nastroishik-pianino.ru/uslugi/restavratsiya/mehaniki-i-vneshnego-vida.html практически всегда начинаются с восстановления механики.
Артур Суренович Матевосян
Артур Суренович, спасибо большое за Ваше профессиональное мнение!
Уважаемая Наталия!
Рассматривая вопрос об электронном пианино BECKER и его производителе, для понимания можно ориентироваться по его стоимости: до 95 тыс. рулей - производство Китая, 95 тыс. рублей и выше - производство Корея.
Что касается электронных пианино KAWAI: бренд - Япония, но производятся они в Индонезии.
При оценке качества и сравнении электронных пианино BECKER и KAWAI (например, из одного ценового диапазона) я бы отдал предпочтение электронному пианино KAWAI (его техническому содержанию и тембральности звука).
Добрый день! Спасибо за Вашу статью, было очень интересно почитать. Скажите, то, что сейчас продаётся под брендом BECKER - это Китай? Выбираю правда не акустическое, а цифровое пианино - сомневаюсь между BECKER и KAWAI
Мой дорогой и глубоко уважаемый Иван Георгиевич!
Мне было очень приятно прочитать Ваш комментарий. Я знаю Вас и Ваше отношение к реставрации пианино и роялей уже четвёртый десяток лет. Говорят что время меняет людей, но это не про Вас! Вы всегда защищали правильную точку зрения, свою и своих коллег, по вопросу реставрации уникальных музыкальных инструментов пианино и роялей.
Ваши реставрированные инструменты, а многие из них относились к категории произведения искусств, всегда великолепно звучали и радовали многих ведущих музыкантов как в России, так и за рубежом!
Я желаю Вам, мой дорогой Иван Георгиевич, много сил, огромного энтузиазма каким он и присутствовал в Вас всегда, здоровья и долгих-долгих лет на благо и восстановление с сохранением оригинала старины, антикварных инструментов. Я хорошо помню нашу встречу в Министерстве культуры.
Всегда помню и горжусь Вами!!!
С уважением, Артур Суренович.
Полностью согласен с Артуром Суреновичем, поскольку я сам столкнулся с низким качеством китайских фортепиано и был обескуражен присвоением известных брендов своим недоработанным инструментам. Хочется надеяться, что когда-нибудь китайцы изменят такую политику в отношении музыкальных инструментов, хотя меня больше волнует возрождение Российской фортепианной промышленности на высоте до 1917 г. Иван Ходжаев, реставратор, настройщик фортепиано с 1958 г, пока живой и работающий.