Поездка в подмосковный поселок
Мастер занимался привычным, но греющим душу делом. Пересматривал, как чувствуют себя инструменты в заветном чемоданчике. Надежный, почти реликтовый дипломат, черный пластмассовый с серебристым ободом вокруг и шероховатой поверхностью, всегда с ним.
Неожиданно раздался звонок мобильного телефона. Старинный друг попросил помочь близким людям, настроить и привести в рабочее состояние пианино «Блютнер», более чем вековой давности.
Не совсем понял в чем дело, но помочь им очень надо. Ладно, посмотрим. Надо собираться в дорогу. Ехать далековато, в подмосковный уютный поселок километрах в тридцати от столицы.
Настройщик любил эти неспешные часы путешествия к знакомству с неизвестным Инструментом. Под мерное звучание хода электропоезда «Ласточка» подрагивали пальцы, в такт: раз-два-три, раз-два-три. Предчувствие встречи. К тому, который ждет, когда настройщик пианино начнет общаться и восстанавливать расстроенное временем звучание.
Он знал, что опять испытает неповторимое чувство наслаждения чистым звукам музыки, когда оживленное пианино зазвучит чистой и звонкой мелодией.
На перроне встретил глава семейства Михаил с детьми. Прохожие здоровались и с интересом смотрели на незнакомого человека. Звонким возгласом малышни «К нам приехал самый главный настройщик нашего пианино!» – любопытство было удовлетворено и все дружно зашагали к дому.
Улицы утопали в весеннем цветении, от звенящего деревенского воздуха приятно кружилась голова. На пороге дома встречала Ирина, жена и мама троих детей. Уютную просторную комнату с большущим деревянным столом, покрытым кружевной белоснежной скатертью, украшал дышащий ванилью, корицей и яблоками аппетитный румяный пирог.
За пахучим травяным чаем с невероятно душистым пирогом, хозяйка познакомила гостя с детьми. Рассудительный и серьезный старший сын 11-летний Виктор, средние шаловливые близняшки Маша и Иван 6 лет от роду.
Привести в порядок пианино решили для Виктора. Очень, уж парень, хочет научиться играть и даже самостоятельно записался в только что открывшую двери для ребятишек, поселковую музыкальную школу.
Детвора наперебой рассказывали о том, как ходили в лес и собирали с мамой травку-муравку для чая, а с папой по зорьке ловили рыбу на речке неподалеку от поселка. Виктор молча слушал, иногда уточнял некоторые детали и улыбался, помогая маме нарезать добавку чудо-пирога в тарелки младших и гостя.
Мастер удивился и обрадовался такой замечательной компании, даже не задумался о том, как в таком хороводе будет общаться с инструментом. Милый гомон, детское щебетание, дружелюбная и приветливая атмосфера очаровательного дома отозвалась нежностью в сердце гостя. Желание увидеть инструмент, требующий участливого обращения, заставило напомнить о цели визита.
Ирина провела в соседнюю комнату, тоже светлую и достаточно просторную. Красавец «Блютнер» расположился в комфортном для инструмента месте возле стенки, в стороне от окна. Пианино выпуска 1890 года, был очень хорошего качества.
Профессионал настройки слышал неповторимое звучание пианино этой фирмы, но от времени и застоя инструмент требовал работы с ним. Приятный шелковистый звук среднего регистра, бархатные басы и не кричащие дисканты.
Ухоженный вид «Блютнера» порадовал Мастера, но было понятно, что пианино никогда не обслуживалось, строй был ниже почти на полутон. Настораживала не отрегулированная работа механики.
Настройщик обратил внимание на не разбитые фильцы молотков. Судя по всему профессиональных пианистов данный инструмент не видел. Предстояла кропотливая, длительная работа и Мастер приступил к возвращению в новую жизнь удивительного инструмента позапрошлого столетия.
В доме царила тишина, краем глаза настройщик видел, как сидит возле окна соседней комнаты Виктор, читает объемную книгу в аккуратной самодельной обложке из пожелтевшей обратной стороны обоев для стен. Мастер улыбнулся. Вспомнилось, как берегли и тоже оборачивали учебники кто, чем мог, когда готовились к новому учебному году в школе.
Из открытого окна, потянуло запахом костра с ароматом ухи. Наступило обеденное время, хозяйка пригласила к столу, на окутанной мокрыми зелеными листочками плюща, веранде. С невероятным аппетитом все дружно принялись за прозрачную, с деревенским парным духом ушицу. Благодушное настроение домочадцев и гостя придавало особую атмосферу дружелюбия. Ирина приготовила свой знатный чай с плюшками, и во время чаепития Виктор неожиданно спросил.
– Артур Суренович! Меня заинтересовал вопрос о том, что настройщиками фортепиано бывают только мужчины. Начал искать в интернете, и нашел только двух женщин-настройщиц пианино. Галина Ивановна Лоза из Санкт-Петербурга, которая полвека проработала по этой редкой для женщины специальности на фабрики «Красный Октябрь» и Нина Михайловна Дорофеева из Владимира, уже почти 60 лет настраивает пианино. Почему же женщины не настраивают инструменты?
– Интересным вопросом, Витя вы задались. Действительно, настройка пианино и роялей — это очень специфическая деятельность. Есть разные объяснения по этому поводу.
Женщин в настройщики не брали, да и не берут. Профессия считается мужской из-за ощутимых физических нагрузок. Лишь со стороны кажется, будто настройщики одухотворенные люди которые, прислушиваются к камертону, подтягивают струны, виртуозно владеют настроечным ключом и измерительными приборами. Это, конечно так и сеть.
Но на деле им зачастую необходимо передвигать тяжеленные инструменты, вынимать из них части, весящие по много килограммов. Да и струны, очень упругие проволоки не так-то просто согнуть, что не мешает пианистам другой раз рвать их, как нитки.
Михаил и Ирина внимательно и с некоторым удивлением слушали беседу Мастера и старшего сына. Родители почувствовали, что мальчика заинтересовала эта редкая профессия.
Рассказали Артуру Суреновичу, что Виктор всегда очень живо впитывал все новое, необычное. Иногда рассуждал о том, кем бы хотел стать, в каком деле найти себя. Так и говорит всегда, что хочет жить полноценной жизнью с интересной профессией.
Мастер продолжил заниматься своим любимым делом со светлыми мыслями о необычном молодом человеке, всколыхнувшем спонтанно у него самые необыкновенные раздумья.
Заканчивая трудиться, настройщик довольно улыбнулся и подумал: «Вполне возможно, я сегодня встретил будущего первоклассного настройщика музыкальных инструментов».
Провожали Мастера всей семьей. В сердце царила благость. Под мерный и мягкий стук колес «Ласточки» настройщик задумался. Когда случаются такие, запоминающиеся навсегда моменты в жизни приходит понимание. Осознание того, что именно эти минуты самые дорогие и самые важные, которые происходят в череде жизненных событий.
Мастер был уверен, что это посылается свыше и с благодарностью принимал драгоценные подарки Судьбы. Мы ждем и надеемся на светлые минуты и события, которые делают нашу жизнь настоящей, красивой и удивительной.
Читайте также:
Про особенности аликвотных роялей Блютнер и их настройке.
Как правильно выбирать музыкальный инструмент для обучения ребенка и на что следует обращать внимание.
Некоторые размышления музыкального мастера https://nastroishik-pianino.ru/polezno/kitajskie-fortepiano.html о китайских инструментах.
Артур Суренович Матевосян