Пианино моего детства
В дом, доставшийся мне от бабушки, ехать было нелегко. Слишком многое связывало меня с ним. Здесь я так часто оставалась с ней на целые недели и месяцы, пока была маленькой. Здесь она читала мне сказки. Здесь началась для меня тропинка в царство музыки.
Нужно было проведать дом, дать ему надышаться после долгой зимы, наконец, разобрать бабушкины вещи. А вот и старое пианино! Когда я провела рукой по клавишам, в нём словно что-то дрогнуло. Я попыталась наиграть любимую мелодию и сразу поняла: инструменту нужен серьёзный ремонт. Только где найти хорошего мастера?
Подруга, которая обычно давала мне номера парикмахеров, спортивных инструкторов, различных мастеров и других полезных людей, понятия не имела, где найти такого специалиста. «Их, наверное, по одному — по два на каждый город, — только и сказала она. – Это же тебе не крышу крыть и не маникюр делать! Инструмент! Работа тонкая!»
О том, чтобы расстаться с пианино, не могло быть и речи. Каждая потёртость, каждая царапина на нём были мне родными. Этих клавиш касались пальцы бабушки, а вслед за ней мелодию пытались неумело повторить мои, тогда ещё детские, пальчики.
Я поняла, что старое бабушкино пианино было частью моего детства, одной из его ступенек. А это значит, что оно как будто стало и частью меня.
Три дня я мучилась в поисках решения и вдруг вспомнила об Олеге. Это был мой одноклассник, когда-то мы дружили, он даже нравился мне, но сказать ему об этом я так и не решилась. Сейчас Олег работал в консерватории, и я поняла, что только он может помочь мне найти мастера настройки пианино.
Набирать знакомый номер спустя десять лет было страшновато (наверное, Олег давно сменил телефон), но я утешала себя тем, что звоню по делу:
— Здравствуйте! Это Олег? – неуверенно спросила я.
— Да. А вы? Катя?!
— Катя… Ты меня узнал?
— Конечно! Катенька, какими судьбами? Я так рад, что ты позвонила!
— Олег, я по делу. Очень срочно нужно найти настройщика фортепиано. Пианино ужасно расстроено, просто убитое. Но у меня так много связано с этим инструментом, что не могу с ним расстаться. Даже не знаю, есть ли на свете волшебник, который его оживит.
— Катюшка, есть! И я его отлично знаю. Это всеми уважаемый мастер — настройщик пианино и роялей Артур Суренович. Он уже не один десяток лет и ремонтом, и настройкой пианино занимается. Многих выручил! Записывай телефон!
Я поблагодарила Олега и в тот же вечер позвонила Артуру Суреновичу. Через два дня мастер настройки приехал и принялся за работу. Это оказался очень скромный, интеллигентный человек средних лет, внимательным выражением глаз и мягкостью улыбки напомнивший мне папу. Почему-то я сразу поверила, что он оживит бабушкино пианино.
Так и случилось! После завершения работы Артур Суренович признался, что инструмент был действительно в ужасно запущенном состоянии, но это уже в прошлом.
— Знаете, это очень важно, когда сам пациент стремится жить, – сказал он. – А ваш инструмент очень хотел вернуться к жизни!
Как же я была рада спасению пианино! Оно снова звучало совсем как в детстве. Весь вечер до глубокой ночи я провела за клавишами, в странном смятении, в котором смешивались печаль и радость. Мне очень не хватало бабушки, но я была счастлива снова встретиться с детством. Музыка говорила мне о том, что смерть есть, но вместе с тем её как бы и нет.
«Страсть Бетховена, ностальгия Брамса или разговор Баха с ангелами вечны, они не могут умереть, — думалось мне. – А значит, вечна сотворившая эту музыку душа. Творящая и отворяющаяся Богу, человеческая душа не знает границ пространства и времени. Бабушка тоже здесь, рядом, она жива и соучаствует в музыке».
Странное и новое открылось мне этой ночью в старом опустевшем доме на окраине подмосковного городка.
А утром меня разбудил звонок Олега:
— Привет! Я просто хотел узнать, помог ли тебе Артур Суренович?
— Да, ты даже не представляешь, как! – ответила я. – Спасибо ему! И тебе – за подсказку.
— Я очень рад. И… ещё я очень рад тебя слышать. Знаешь, живёшь-живёшь, и вроде всё в порядке, но потом вдруг что-то случается… вот просто, например, твой голос в телефонной трубке… и понимаешь, что не всё в порядке. Что надо – совсем по-другому. Ты понимаешь, о чём я говорю?
— Да. Со мной вчера это же случилось. Из-за музыки, из-за пианино. Не спала всю ночь.
— И я тоже не спал… — Он замолчал на целую минуту, а я смотрела в окно на падающий снег и не знала, что сказать. – Давай увидимся?
Я медленно выдохнула, по-дурацки улыбнулась и тихо-тихо ответила:
— Да.
Читайте также:
Артур Суренович Матевосян