Настройщик пианино, город Тверь

Настройка фортепиано, город Тверь


Рассказ
«Как настройщик пианино помог девочке Стасе
заниматься музыкой в Твери»

   

Странная она была, эта новенькая. На вопросы отвечала невпопад. После уроков ни с кем не общалась – надевала наушники и шла домой. Так вышло, что дом у них с Гришкой был один: № 108 по улице Горького.
   
Семья Станиславы приехала в Тверь летом. Её родители, как говорят, были раньше пианистами, потом у отца что-то случилось с кистями рук, и он перестал играть. Гришка и не думал бы об этой новенькой, если бы ему не приходилось каждый день идти вслед за ней одними и теми же улицами. Почему-то это его ужасно злило. Но ещё хуже было то, что в классе их считали друзьями. Да ещё Мария Павловна!
   
- Передай, пожалуйста, Стасе Стромовой эти книги, - попросила она утром, прямо на уроке литературы. – В субботу городская олимпиада, а Стася заболела. Пусть готовится, пока сидит дома.
   
Гришка взглянул на учительницу со своим фирменным выражением «А чо я?», но Мария Павловна решительно вручила ему пакет с толстыми томами.
   
- Бери, бери! В одном доме живёте. Заодно проведаешь одноклассницу.
   
… Всю дорогу Гришка думал, как передать книги, не заходя к Стромовой. Может, оставить у подъезда и написать на пакете её фамилию? Или впихнуть в почтовый ящик?
   
«Ладно, - решился он, - пойду сразу, не заходя домой. Как говорит мама, всё самое неприятное делай в первую очередь».
   
Перед дверью Стасиной квартиры Гришка остановился. Он услышал звуки фортепиано, громкие и дребезжащие, похожие на нервный разговор с кем-то близким. Ему вдруг стало неловко. Постояв в нерешительности минут пять, Гришка нажал на кнопку звонка. Никто не вышел. Когда он позвонил во второй раз и, не дождавшись ответа, решил оставить пакет у двери, дверь всё-таки приотворилась. В темноте показалось напряжённое лицо Стромовой.
   
- Что ты? – отрывисто спросила она.
   
- Книжки тебе! – буркнул Гришка.
   
- Заходи.
   
Стася сказала это так угрюмо и решительно, что он послушался. В полутёмной прихожей поставил пакет с книгами на пол.
   
- От Марии Павловны. Что-то про олимпиаду.
   
- Не про олимпиаду, - Стася слабо улыбнулась и развернула пакет. – Это про Чехова. В субботу будет олимпиада по литературе.
   
- А ты, типа, лучше всех литературу знаешь? – Гришка окинул взглядом внушительную библиотеку в большой комнате, куда провела его Стася.
   
- Не лучше. Просто читать люблю.
   
- А на этом кто играл? – он пальцем показал на раскрытое пианино.
   
Стася не ответила. Только залилась до ушей алой краской.
   
- Ты что ли?
   
Она кивнула.
   
- Классно было! – почему-то сказал Гришка, хотя ещё минуту назад так не думал.
   
- Нет! – оборвала его Стася. – И вообще забудь.
   
- Почему забудь? Очень круто!
   
Неожиданно Стася расплакалась. Гришка опешил: он не знал, что делать, когда девчонки плачут.
   
- Ты чего? – только и спросил он, доставая для неё из рюкзака скомканный носовой платок.
   
- Он опять устроит скандал! Он меня убьёт!
   
- Да кто «он»-то?!
   
- Отчим! Он запретил мне играть. Говорит, я инструмент расстраиваю!
   
- А я думал, ты с родным отцом живёшь. А что значит «расстраиваешь»?
   
- Бзик у него какой-то. Как уволился из консерватории, начал кричать на нас с мамой и запретил трогать его пианино. А я… я… играть хочу. Не могу я, - она глубоко вздохнула, - не играть. Вот только он уедет куда-нибудь на несколько дней, сразу бегу домой и играю, пока нет никого. Только вернётся – кидается проверять, прикасались ли мы к пианино.
   
- Прямо, как в сказке, - Гришке почему-то стало смешно.
   
- В какой ещё сказке?
   
- «Три медведя»!
   
- А… - Стася улыбнулась, - типа того. Только мне как-то несказочно сейчас. Похоже, опять догадается, что я играла. Там, по-моему, одна клавиша двоит. А он думает, это из-за меня. Надо просто хорошего настройщика пианино найти.
   
- А где его искать-то? – Гришка почесал в затылке.
   
- Знала бы – не стала бы спрашивать. Мне уже завтра надо. Послезавтра он возвращается! Есть у вас тут в Твери какой-нибудь такой мастер?
   
- Поищу! – буркнул Гришка и засобирался домой.
   
Он сам не мог бы себе объяснить, почему его так растрогала плачущая девчонка и где он будет искать настройщика пианино.
   
Пролистав с десяток профессиональных форумов, Гришка понял, что хороших мастеров фортепианной настройки ¬– единицы и что искать нужно проверенного, давно работающего в этой сфере человека. Он забил поисковый запрос «Настройщик пианино в Твери», пролистал несколько открывшихся страниц и остановился на фотографии мастера Артура Суреновича Матевосяна.
   
Лицо мужчины показалось Гришке умным и интеллигентным, а взгляд – добрым. На сайте сообщалось, что Артур Суренович занимается реставрацией и настройкой более 35 лет, является экспертом и профессионально разбирается в антикварных инструментах. Впечатлило мальчика и то, что ученики мастера работают в городах России и зарубежья. «Такой – точно поможет», - решил Гришка.
   
Мальчишка набрал номер мастера, и по сбивчивой речи подростка многоопытный не только в настройке пианино Артур Суренович понял, что не помочь ему никак нельзя.
   
На следующий день они уже были у Стаси Стромовой.
   
- За деньги вы не переживайте! У меня есть. Я на планшет копил, - заверил мастера Гришка.
   
- Погоди ты! – улыбнулся мастер. – Дай-ка я инструмент посмотрю.
   
Пока он осматривал пианино, дети наперебой рассказывали ему об отчиме, о Стасином желании играть, о Чехове и олимпиаде по литературе. Почему-то им захотелось выложить этому спокойному и мудрому человеку всё сразу. После осмотра инструмента мастер взялся за работу. Он отрегулировал всю механику, и только потом началась настройка.
   
Завершив работу и убирая весь свой инструмент Артур Суренович обратился к Стасе:
   
- А теперь сыграй пожалуйста.
   
Стася села за пианино и робко коснулась клавиш. Затем наиграла музыкальный фрагмент, ещё и ещё один.
   
- Вот что, дайте-ка мне ваш домашний номер. Завтра Сергей Казимирович будет дома, вы говорите? Мне надо ему кое-что сказать.
   
- Не надо! – испугалась Стася.
   
- Надо!
   
На следующий вечер мастер действительно позвонил на домашний номер, и трубку взял отчим. От страха Стася убежала в свою комнату и закрылась там на ключ. Неизвестно, что именно сказал Сергею Казимировичу Артур Суренович, но через полчаса родители постучали в дверь девочки и с заговорщическими лицами объявили:
   
- С завтрашнего дня – в музыкальную школу, Станислава. Артур Суренович обо всём договорился. И за пианино будешь теперь проводить не меньше трёх часов в день!
   
Стася расплылась в блаженной улыбке.
   
С того дня она больше не казалась Гришке странной. Да и Гришка перестал быть для Стаси мальчиком с другой планеты. А соседи, наконец, убедились в том, что в доме действительно поселилась семья пианистов.